top of page

Живые камни

  • Фото автора: egroupsova
    egroupsova
  • 8 окт.
  • 6 мин. чтения
ree

Этот текст – описание одного из инструментов защиты прав человека. Ответ на вопрос: Что делают правозащитники и как это работает? Конечно, это лишь одна тысячная (одна миллионная?) часть того, что делает международное правозащитное сообщество. И этот текст еще немного о том, каким приходится быть правозащитнику.

Каждую третью среду месяца я модерирую международную дискуссию правозащитников Solidarity Talks. Это проект Международной Хельсинкской ассоциации, который для меня идет уже пятый год с базой в Киеве. Сама дискуссия обычно – только вершина айсберга. Сначала я нахожу проблему в области прав человека, актуальную для региона Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе. Делаю анонс дискуссии. Затем формирую группу спикеров, которые готовы выступить по этой проблеме. Коллеги рассылают анонс людям, которые ранее уже участвовали в Solidarity (мы отказались от открытых приглашений всех желающих по соображениям безопасности участников наших дискуссий).  После этого мы встречаемся онлайн и препарируем проблему, а я модерирую этот процесс. Но сама дискуссия часто не является конечным пунктом. Участники могут принять решение о публичном заявлении, создать рабочую группу … здесь много разных вариантов. В любом случае, Solidarity – прикладной формат.

После февраля 2022 года на Solidarity мы чаще всего обсуждаем нарушение прав украинцев российским режимом. Такова объективная реальность. Но мы остаемся международным сообществом, и видим проблемы не только украинцев. 17 сентября мы посвятили дискуссию приостановке выдачи гуманитарных виз властями Германии. Эта проблема совершенно не коснулась украинцев, но больно ударила по противникам режимов и правозащитникам - белорусам, иранцам, россиянам. Во время дискуссии появилась идея направить обращение канцлеру ФРГ от имени участников Solidarity Talks. Мы понимали, что утешительные заголовки о восстановлении программы гуманитарных виз – это просто слова, а реальность совершенно другая. Такой формат, как обращение от участников Solidarity, мы использовали первый раз. Через неделю после дискуссии текст был подготовлен на двух языках (немецком и русском), его подписали 20 экспертов из 11 стран. Мы отправили наше обращение канцлеру, а вы можете прочитать его ниже.

Повлияло ли наше обращение на проблему? Не знаю. Но это был именно тот случай, когда ты делаешь все, что можешь. А дальше происходит то, что происходит.

Ну а при чем здесь камни, тем более живые? Защита прав в условиях войны – очень тяжелое дело. И проблема не только в том, как ведут себя враги, для которых не существует никаких правил. Некоторые «не враги» стараются не отстать… Нужно уметь быть твердым и тяжелым камнем. И нужно оставаться живым, чтобы понимать боль других людей и защищать их права.


Федеральному канцлеру

Федеративной Республики

Германия

господину Фридриху Мерцу

 

Федеральная канцелярия

Федеральный канцлер

Вилли-Брандт-Штрассе 1

10557 Берлин

Германия

 

Международная правозащитная

дискуссия «Solidarity Talks»

 

Организатор дискуссии:

Международная Хельсинкская

ассоциация

 

 

Так же, как нам необходим воздух, чтобы дышать,

свет, чтобы видеть,

нам необходимы благородные люди, чтобы жить.

Они — та стихия, в которой возрастает дух, очищается сердце.

Рикарда Хух,

писательница, поэтесса, историк,

почётный доктор философии Университета Йены в Тюрингии,

активист антифашистского движения Германии 30-40-х гг.

Статья «За мучеников свободы» от 4 мая 1946 года,

газета «Hessische Nachrichten», город Кассель, Германия

 

Уважаемый господин Федеральный канцлер!

Участники международной правозащитной дискуссии 17.09.2025 года в формате «Solidarity Talks», организованной Международной Хельсинкской ассоциацией (Киев, Украина), обращаются к Вам по вопросу гуманитарных виз для граждан Беларуси и России (параграф 22.2 Закона о пребывании ФРГ).

Мы выражаем глубокую благодарность Федеративной Республике Германия, её народу, действующей партийной коалиции за гуманитарную поддержку беларусов и россиян с чётко выраженной демократической, антитоталитарной позицией и активным антивоенным участием. Благородство и человечность граждан Германии, которые в своей стране приняли заявителей на гуманитарные визы, позволили сохранить жизнь и человеческое достоинство тысяч беларусов и россиян, которые от всего сердца ценят и чтят гуманность Германии.

Как сообщество правозащитников, мы констатируем по результатам экспертной дискуссии 17 сентября 2025 года, что потребность в гуманитарной визовой поддержке для беларусов и россиян сохраняется. Приостановка приёма заявлений и выдачи гуманитарных виз летом 2025 года была крайне тревожным сигналом и вызвала ряд проблем. Многие люди, получившие разрешение на въезд в Германию, но затем не получившее гуманитарную визу, оказались в ситуации неопределенности. Многие люди, находясь в уязвимом положении и надеясь на гуманитарную визу Германии, не знают, что их ждет в будущем, и что им делать дальше.

В августе 2025 года сообщалось о возобновлении выдачи гуманитарных виз беларусам, иранцам и россиянам — однако без ускоренной процедуры и с приостановкой Федеральным министерством внутренних дел Германии (BMI). По нашему пониманию, это означает возвращение к прежнему порядку, когда в год выдавалось лишь несколько таких виз. В то же время текущая потребность в гуманитарной визовой поддержке для граждан Беларуси и России значительно выше. Это подтверждают ужесточение репрессивного российского законодательства в отношении гражданского общества и отдельных групп (в том числе ЛГБТ+ сообществ) https://theins.ru/news/284532, рост административных репрессий, таких как еженедельное включение лиц и организаций в реестр «иностранных агентов» https://theins.ru/news/284889, штрафы и запреты на профессию, а также растущее число обысков, арестов и заключений оппозиционных антивоенных активистов https://theins.ru/news/280650https://www.memorial.de/nachrichten/artikel/keine-einreise-mehr-fuer-gegner-diktatorischer-regime

Федеративная Республика Германия обладает обширным и важным опытом выдачи гуманитарных виз (более 400 беларусов и более 2.150 россиян получили их), эффективным механизмом межведомственного взаимодействия по данному вопросу, соответствующей инфраструктурой в федеральных землях, а также тщательно выверенным форматом социальной поддержки для людей, въезжающих по гуманитарным визам. По нашему мнению, аналоги немецкой гуманитарной визы должны быть созданы и в других европейских странах — и правительство Германии могло бы продвигать и экспертировать такие инициативы. При этом следует учитывать, что такие нововведения займут, по меньшей мере, несколько месяцев — однако у людей, подвергающихся политически мотивированному преследованию в авторитарных и неототалитарных государствах, этого времени нет. Этих людей лишают свободы, подвергают пыткам и убивают — вне любых норм цивилизованного общества. Гуманитарная защита им нужна сейчас. «Гуманитарные мигранты» разных возрастных групп из Беларуси и России в основном обладают высшим или специализированным образованием и значительным профессиональным опытом. Они высоко мотивированы и потенциально способны быстро интегрироваться в рынок труда, в том числе через удалённую трансграничную занятость, и могли бы при этом внести собственный налоговый вклад в бюджеты коммун и земель Германии. Государственная регулятивная конструкция рынка труда могла бы целенаправленно продвигать такие современные формы занятости, как трансграничная удалённая работа. Это позволило бы гуманитарным мигрантам сохранять квалификацию и уровень дохода, ускорило бы трудовую интеграцию, следовательно — повысило бы налоговые поступления и снизило нагрузку на социальные институты, что целенаправленно дополняло и укрепляло бы стратегию развития немецкой экономики.

Выдача гуманитарных виз семьям из Беларуси и России отвечает интересам не только самих «гуманитарных мигрантов». Она одновременно продвигает ответственный политический реализм в противовес политическому популизму и позволяет компетентным и достоверным сообщениям о реальности авторитарных и тоталитарных режимов в публичном пространстве Германии и ЕС выражаться и звучать открыто и беспрепятственно.

Господин федеральный канцлер, мы просим Вас рассмотреть наше обращение и продолжить выдачу гуманитарных виз для граждан Беларуси и России в соответствии с фактической потребностью (а при необходимости и для граждан других стран). Кроме того, мы просим Вас сохранить гуманитарный характер этой программы — а именно эффективную социальную поддержку тех, кто получает гуманитарные визы в Германии.

В частности, мы просим о следующем:

1. Продолжить выдачу гуманитарных виз, а также продление видов на жительство в соответствии с § 22.2 Закона о пребывании Федеративной Республики Германия для граждан Беларуси и России с учётом числа заявителей, а также реалий этих стран. Сократить, по возможности, сроки рассмотрения заявлений.

2. Установить трёхлетний мораторий на отмену гуманитарных виз для беларусов и россиян, а также, трёхлетний мораторий на сокращение сроков и условий гуманитарного приёма.

3. Гуманитарные визы и виды на жительство согласно § 22.2 Закона о пребывании ФРГ выдавать принципиально на три года. Это улучшит индивидуальные планы интеграции в долгосрочной перспективе, а также обеспечит большую «отдачу» всех форм инвестиций в программу гуманитарного приёма (исследование IFRI «The new Russian diaspora in Europe: Integrated and here to stay», Le Monde 16.06.2024). Кроме того, это существенно минимизировало бы так называемый «стресс мигранта» — фактор, который, как доказано, замедляет социально-экономическую интеграцию.

4. Тем, кто уже находится в процессе подачи заявления на гуманитарную визу, как можно скорее предоставить индивидуальную информацию о перспективах их заявлений и сроках принятия решения по их делу.

5. Изменить подход к требованию документальных подтверждений политически мотивированного преследования в стране происхождения (для заявителей на гуманитарную визу). Когда такие подтверждения появляются, часто бывает уже поздно спасать человека — он или она, как правило, уже находятся под следствием (что означает запрет на выезд из страны, ограничение каналов связи, блокировку банковских счетов и другое) или даже уже находятся под арестом. Поэтому вместо этого следует закрепить в качестве регулярной практики привлечение независимой экспертизы преследования для выяснения его политических мотивов в каждом отдельном случае.

6. Для лиц, получивших гуманитарные визы, сохранить существующий формат социальной поддержки и регулярно индексировать размер выплат с учётом инфляции.

7. Усилить государственное содействие трудовой интеграции людей, получивших гуманитарные визы, с целью как можно более быстрого перехода их в категорию налогоплательщиков. Для этого мы считаем целесообразным изменить определённые законодательные ограничения:

- отменить ограничения трансграничной мобильности труда (т.е. создать возможность прямой удалённой работы по найму по краткосрочным и долгосрочным договорам в зарубежных организациях без необходимости их регистрации в Германии);

- улучшить практики Джобцентров по снятию с пособия самозанятых (не применять снятие с пособия просто по факту регистрации самозанятым в торговле и ремесле или самозанятым в свободных профессиях; не снимать с пособия самозанятых при нулевом доходе и при доходе ниже прожиточного минимума);

- скорректировать определения форм занятости, связанных с использованием социальных сетей (например, вместо того чтобы все активности на YouTube относить к категории «торговля», определять их по критериям для самозанятых в свободных профессиях или самозанятых в торговле и ремеслах);

- упростить систему расчёта налоговых вычетов (без их сокращения) и налоговой отчётности для наёмных и самозанятых работников, включая налоговые вычеты и отчётность при удалённой работе в иностранных не зарегистрированных в Германии компаниях, учреждениях или организациях.

8. Инициировать и проводить консультации с компетентными органами других государств-членов Европейского Союза, которые до сих пор не имеют программ гуманитарных виз, с целью внедрения таких программ в этих странах. Это позволило бы спасти большее число уязвимых людей из России, Беларуси и других стран и одновременно снизить нагрузку на Федеративную Республику Германия как принимающее государство для «гуманитарных мигрантов».

Мы возлагаем большие надежды на продолжение программы гуманитарного приёма Германией, а также на дальнейшее сотрудничество с международным сообществом правозащитников в её реализации.

 

С глубоким уважением к Вам и признательностью за Ваше внимание к нашему обращению

Обращение подписали 20 участников правозащитной дискуссии «Solidarity Talks» из Азербайджана, Армении, Беларуси, Грузии, Испании, Латвии, Литвы, России, США, Украины, ФРГ.

 

Михаил Савва, председатель Правления общественной организации «Экспертная группа «Сова», доктор политических наук, профессор, Украина

 
 
 

Комментарии


bottom of page